Стихи о России

Белый Андрей (Бугаев Борис Николаевич) (1880-1934 гг.)



Белый Андрей (Бугаев Борис Николаевич)




Последний, верный, вечный друг,-
Не осуди мое молчанье;
В нем — грусть: стыдливый в нем испуг,
Любви невыразимой знанье.





Русский писатель, критик, поэт – символист, стиховен.

Борис Николаевич Бугаев родился 14 (26) октября 1880 г. в Москве. Отец – известный профессор математики Московского университета Николай Васильевич Бугаев.

С 1891 по 1899 год он учился в гимназии Л.И. Поливанова. В гимназические годы проявлял интерес к философии, увлекался буддизмом, оккультизмом, с 15 лет начал писать. Особое влияние на Белого оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. В конце 1895 г. он сблизился с семьей брата философа Вл. С. Соловьева — М.С. и О.М. Соловьевыми и подружился с их сыном Сергеем. Здесь поощряли его первые литературные опыты и придумали начинающему автору псевдоним «Андрей Белый». В 1902 году Андрей Белый и его друзья организовали свой литературный кружок «Аргонавты».

В 1901-1902 гг. Белый знакомится и сближается с символистами «старшего» поколения: В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус. В январе 1903 г. начинается его переписка с А. А. Блоком, а в 1904 году состоялась их личное знакомство. В отличие от «старших» Белый понимает символизм шире, чем литературное направление или литературную школу, он для поэта — мироощущение и мировоззрение, в котором гармонически сочетаются «религиозный, жизненный путь, искусство и спекулятивное мышление».

В 1903 г. он закончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, в следующем году поступил на историко-филологический факультет, в 1905 г. прекратил посещать занятия. В 1906 году подал прощение об отчислении и решил посвятить себя работе в «Весах». Хотя с начала выхода в январе 1904 г. символистского журнала «Весы» Белый — его неизменный участник, он считал, что «идеология московской фракции символизма созрела не в «Скорпионе»" и не в «Весах», а в беседах и разговорах среди молодых символистов аргонавтического толка».

Итог ранней поэтической деятельности подвел сборник «Золото в лазури» (1904). Выход в свет сборника совпал для Белого с периодом духовного кризиса, вызванного прежде всего разочарованием в мистических чаяниях рубежа века.

В то время самым близким другом для Белого был Блок, который мало времени уделял своей молодой жене Любови Менделеевой. Блок предпочитал всё время проводить с легкодоступными женщинами, а безутешная Люба все чаще сетовала на своё унизительное положение близкому другу супруга — Андрею Белому, который при каждом удобном случае навещал её. Молодой человек вскоре стал так близок Менделеевой, что она неожиданно влюбилась в него и однажды открыла свои чувства. Юноша ответил взаимностью, признавшись в самой пылкой любви. Тонко чувствующая и глубоко переживающая женщина не могла оставить равнодушным такого человека, как Андрей Белый. Они стали любовниками. Их страстные отношения продолжались два года. Расставшись Менделеевой Белый отправился за границу.

Во втором сборнике «Пепел» (1909), посвященном Н. А. Некрасову и во многом предопределенном его творчеством, диапазон возможностей лирики Белого в значительной степени расширяется за счет социальной тематики и «жанровых» стихов. Тема новой книги — Россия с ее разложившимся прошлым и нерожденным будущим, такой родина предстает в творческом сознании автора после поражения в русско-японской войне и подавления первой русской революции.

В том же году выходит в свет сборник «Урна», роман «Серебряный голубь». А в 1910 г. в московском издательстве «Мусагет», объединившем символистов религиозно-философской ориентации, выходят сборники критических и теоретических статей Белого «Символизм» и «Арабески».

Вернувшись в Россию, поэт женился на Асе Тургеневой и вместе с ней в 1911 году совершил ряд путешествий через Сицилию — Тунис — Египет — Палестину (описано в «Путевых заметках»). В 1912 — 1916 гг. поэт слушает курсы лекций Р. Штейнера и становится приверженцем его антропософского учения. Когда разразилась война 1914 года, Штейнер со своими учениками перебрались в Дорнах, Швейцария. Там началось строительство Иоанова здания - Гётеанума. Этот храм строился собственными руками учеников и последователей Штейнера. В 1916 году Белый был вызван в Россию для проверки своего отношения к воинской повинности. Ася с ним не последовала.

В 1914—1915 вышла первая редакция романа «Петербург», который является второй частью трилогии «Восток или Запад». В 1915 пишет исследование «Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности».

После Октябрьской революции он вёл занятия по теории поэзии и прозы в московском Пролеткульте среди молодых пролетарских писателей. Белый как поэт написал ряд книг. Его поэтическое творчество в целом сохраняет приверженность символизму. Перу Белого принадлежит немало литературно-публицистических статей.

В 1917 г. Борис Николаевич вновь уехал за границу. Он встретился с Асей, и для него все стало ясно, что они разошлись навсегда. Ася решила навсегда расстаться с мужем и осталась жить в Дорнахе.

По возвращении в Советскую Россию Белый создаёт романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом»; 1926), роман «Маски» («1932»), пишет мемуары — «Воспоминания о Блоке» (1922—1923), мемуарную трилогию «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934) и многое другое.

В скором времени в жизни Белого появилась женщина. Клавдия Николаевна стала последней подругой Белого, к которой он не испытывал любовных чувств, однако держался за неё. Писатель умер у неё на руках 8 января 1934 года в Москве.