Стихи о России

Клюев Николай Алексеевич (1887-1937 гг.)



Клюев Николай Алексеевич




Льются сумерки прозрачные,
Кроют дали, изб коньки,
И березки - свечи брачные
Теплят листья-огоньки.





Русский поэт, представитель новокрестьянского направления в русской поэзии 20 в.

Родился 10 октября в с. Коштуг Вышегородского уезда Олонецкой губернии в крестьянской старообрядческой семье традиционно крепкого морального закала. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству - к песням, духовным стихам, сказам, преданиям.

В 1893 - 1895 гг. учился в церковно-приходской школе, затем в двухклассном городском училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе. В 16 лет, надев на себя вериги, ушел «спасаться» в Соловки. Странствия по России, участие в движении сектантов, носившем в те годы отчетливый характер социальной оппозиционности, во многом определили творчество Клюева.

В начале 1900-х начинает писать стихи. В 1904 г. опубликовал первые стихи (Не сбылися радужные грезы..., Широко необъятное поле...). В 1905 - 1907 гг. принимал активное участие в революционном движении крестьян, за что в 1906 г. в течение шести месяцев находился в тюрьме, после чего за ним был установлен негласный надзор полиции.

В 1907–1912 переписывался с А.А.Блоком, который увидел в Клюеве персонифицированное воплощение своей мечты о единстве двух Россий, мистически-патриархальной и крестьянско-бунтарской. При содействии А. Блока стихи Н.Клюева печатаются в журналах «Золотое руно», «Новая земля» и др. В 1912 вышли две поэтические книги Клюева – «Сосен перезвон» (с предисловием В.Брюсова) и "Братские песни". До революции вышло еще два сборника – «Лесные были» (1913) и «Мирские думы» (1916). Выдержанные в стиле раскольничьих песнопений, духовных стихов и апокрифов, тяготеющих к обличениям протопопа Аввакума.

Не только Блок и Брюсов заметили этого самобытного, большого поэта, но и Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам и др. В 1915 Клюев знакомится с С.Есениным, и вокруг них группируются поэты новокрестьянского направления (С.Клычков, П.Орешин, А.Ширяевец и др.).

В 1917–1918 гг. поэта поддерживала литературная группа «Скифы», в ее одноименном альманахе Клюев в эти годы опубликовал циклы «Земля и железо», «Избяные песни» и др., проникнутые ностальгией по крестьянской Руси.

В творчестве Клюева Русь предстает ликами церковных святых и мучеников, языческих божеств-покровителей, достоверными и красочными чертами деревенской природы и быта.

Октябрьскую революцию Клюев горячо приветствовал, восприняв ее как исполнение вековых чаяний крестьянства. В эти годы он напряженно и вдохновенно работает. В 1919–1920 гг. поэт выступил с рядом революционных стихов, однако утопия мужицкого рая так и не смогла совместиться с нею. В апреле 1920 Клюев был исключен из партии «за религиозные взгляды».

Решающую роль в судьбе Клюева сыграла критическая статья о нем Л.Троцкого (1922), появившаяся в центральной печати. Но он продолжает работать, создает несколько очень значительных произведений: «Плач о Сергее Есенине» и поэму «Погорельщина».

После публикации поэмы «Деревня» в 1927 г. Клюев был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом».

В 1932 из Ленинграда, где он жил с начала 1910-х годов, Клюев переехал в Москву. В 1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края. К середине 1934 Клюева переводят в Томск.

5 июня 1937 Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность" (сибирское НКВД сфабриковало дело о "Союзе спасения России", готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву). В октябре 1937 в Томске Н. Клюев был расстрелян. Посмертно реабилитирован.